Любая компания может инвестировать в технологии и процессы, но именно люди остаются ее главным ресурсом. Если сотрудники не чувствуют ценности своего труда, бизнес теряет энергию и смысл. Руководству важно работать над мотивацией команды, чтобы задачи выполнялись эффективно, персонал не терял интереса к своим обязанностям. Расскажем, как мотивировать сотрудников на работу, уменьшить текучку кадров и предотвратить профессиональное выгорание.
Что означает мотивация работников
Это материальные и нематериальные меры со стороны организации, которые повышают продуктивность персонала. Продуманная система мотивации решает следующие задачи:
- уменьшает текучку кадров, формирует сильную команду;
- привлекает квалифицированных специалистов;
- повышает вовлеченность людей в текущие задачи;
- повышает скорость работы без потери качества.
Для разработки мер можно взять за основу пирамиду потребностей Маслоу. По этой теории на низшем уровне находятся физиологические потребности: руководитель может предложить заработную плату, достаточную для удовлетворения этих нужд. На высшем уровне стоит потребность в уважении: компания может продумать поощрения, способы признания профессиональных заслуг.
Другая теория — американского психолога Герцберга — говорит, что мотивация зависит от двух факторов. Первый связан с внутренней потребностью в признании и дальнейшем развитии. Второй — с внешними условиями — размером зарплаты, условиями трудовой деятельности.
Типы мотивации
Первый тип — материальный. Есть много способов, как можно мотивировать сотрудников материально. Это может быть достойная заработная плата, бонусы, премии за выполнение плана. Многих работников привлекает медицинское страхование. Руководитель может предложить полную или частичную оплату уроков английского, посещения спортзала.
Вторая группа — нематериальные способы поощрения. В компании должны быть возможности карьерного роста, удобный график, комфортный для работы коллектив. Многим важно, чтобы работа была полезной для общества. В первые месяцы после трудоустройства к работникам можно направить наставников – это упрощает адаптацию в коллективе.
Точные способы, как можно стимулировать работников, зависят от сферы деятельности. В сфере информационных технологий важно удерживать каждого ценного специалиста — в любой момент он может уйти к конкурентам. Постоянная финансовая мотивация невыгодна. Можно дополнить материальное поощрение другими методами. Выясните, какой график комфортнее для специалиста, предложите удаленную работу, более интересные проекты.
Как мотивируют работников: основные способы
Расскажем, как выстроить эффективную систему мотивации в компании:
- Поставьте цели и KPI. Объясните, какие задачи должны выполнять работники, перечислите их в должностной инструкции. Определите показатель KPI, по которому вы будете оценивать эффективность выполнения обязанностей. У плана должны быть цифры: сколько единиц товара нужно продать, какое количество положительных отзывов от клиентов нужно получить.
- Изучите потребности персонала, получите обратную связь. Для этого можно провести опросы. Узнайте, что важно для людей, чего им не хватает, что мешает комфортной работе. Предложите поделиться идеями для мотивации.
- Сочетайте разные методы. При разработке системы подумайте, как мотивировать сотрудников на выполнение поставленной задачи. Возьмите несколько способов. Предложите премию за выполнение плана и бесплатное корпоративное обучение. Повышение зарплаты можно сочетать с конкурсами, интересными корпоративными мероприятиями. Важно обеспечить людям комфортную среду: удобный график, рабочие места, места для обеденного перерыва. Если в коллективе есть конфликты, разногласия, их нужно решить. Помните, что только материальные поощрения не работают: всегда найдется работодатель, готовый платить больше.
- Вводите изменения постепенно. Познакомьте персонал с новой системой, спросите их мнения, идеи. Людям важно понимать, что происходит, влиять на события в компании.
- Регулярно пересматривайте политику мотивации. То, что было эффективно год назад, сегодня может не работать.
Когда нужно поменять систему
Вот случаи, когда в план нужно вносить изменения:
- Масштаб вашей деятельности увеличился, появились новые филиалы, отделы, направления деятельности.
- Изменились должностные инструкции, показатели KPI. Пример: вы запускаете новый продукт, бесплатно предоставляете работникам обучение по его продаже.
- Персонал систематически не выполняет KPI, есть жалобы на профессиональное выгорание.
- Высокие показатели текучки на отдельных должностях, направлениях, в филиалах.
- На рынке появились новые тенденции, у конкурентов — новые условия — материальные и нематериальные поощрения.
Важно выяснить, в чем причина неэффективной работы — в низкой мотивации или других проблемах. Наблюдайте за показателями последних 2-3 месяцев. Если в первые два месяца человек выполнил план, а в последний месяц показатели были низкими, пообщайтесь, обсудите трудности. Возможно, персонал больше не видит собственной ценности, ценности продукции, не получает удовлетворения от трудовой деятельности. Поменяйте его мотивацию: предложите более интересные задачи, консультации с психологом или опытным наставником.
Повышение мотивации — комплексная и постоянная работа. Руководителям важно регулярно отслеживать условия труда персонала, их удовлетворенность работой. После внедрения системы мотивации нужно время от времени пересматривать ее, вносить корректировки. Начать можно с анализа потребностей работников. Платформа «Мой Радиус» позволяет выстроить эффективную систему управления бизнес-процессами, проводить опросы, получать обратную связь от персонала. Сервис дает бизнесу комфортную среду для роста и коммуникации. Запишитесь на презентацию, чтобы узнать подробнее о возможностях платформы.



